Продюсер Сергей ПЕРМАН: «Национальной безопасности страны угрожают не российские артисты, а наши политики — их «гастроли» по Раде и телеканалам я бы запретил»
«ЕВРОВИДЕНИЕ» — НЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, А ПРАЗДНИК ПЕСНИ И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ. У ДЖАМАЛЫ ОТЛИЧНАЯ ПЕСНЯ, НО НЕ ТА, КОТОРАЯ УМЕСТНА НА ЭТОМ КОНКУРСЕ»
— Во время отбора и финала «Евровидения» вас кто-то удивил из претендентов?
— Да, но не Джамала. На самом деле, от нее я получил то, что и ожидал, — высший класс. Она артистка особенная, я бы даже сказал, уникальная. Скорее, я удивился, если бы она плохо спела.
Порадовали несколько коллективов, о которых я никогда даже не слышал. И это подтверждает, что есть много молодых талантливых украинских артистов. Меня удивил SunSay, а точнее, я сам себя удивил, потому что, к своему стыду, даже не знал имени этого артиста, хотя слышал о коллективе, солистом которого он являлся.
Я давно такого приятного чувства не испытывал. Как же круто открывать для себя новые таланты. Вот где присутствуют все факторы, необходимые для победы. Я почувствовал удовлетворение. Как очень верно подметил Андрей Данилко, он «и там, и здесь». То есть хорош как для «Евровидения», так и для нас, украинцев. Ведь мы стремимся в Европу, а SunSay абсолютно европейский артист.
— Каждый раз во время отбора на «Евровидение» появляются слухи, мол, кто поедет, уже предрешено. По-вашему, насколько в действительности учитывается мнение зрителей?
— В первую очередь на выбор исполнителя влияют зрители. Не верю, что когда-либо результат голосования был заранее кем-то предопределен. Но артисты действительно могли использовать какие-то технологии, чтобы набрать перевес голосов. Ведь достаточно было купить определенное количество СМС.
Я благодарен каналу СТБ, что они впервые сделали отбор на «Евровидение» таким, каким он должен быть в европейской стране. Одно из самых больших достижений — авторитетное жюри, в профессионализме и компетентности которого никто не может усомниться. Плюс необычная атмосфера, потому что они ушли от официоза. Очень хочется, чтобы СТБ и в следующем году добился проведения отборочного тура. То, что они делают, беспрецедентно для Украины, потому как они еще и оплачивают поездку победителя на конкурс. Такое у нас впервые.
В отличие от многих других стран Украина никогда не финансировала поездку участника на «Евровидение». Обычно Национальная телекомпания за счет бюджетных средств оплачивает поездку комментаторов и съемочную группу, но в последние годы нет денег, поэтому хватало только на лицензию.
— Тем не менее почему всегда возникают споры, что кому-то подсудили и помогли пройти отборочный тур?
— Разве слабые и проигравшие могут быть довольны? Вот от этого и интриги. Всегда есть артисты, которые считают, что победить могут только они. Если это не так, значит, кто-то что-то себе купил. Это прежде всего исходит от самих участников. Да и люди у нас так устроены: им нужно быть чем-то недовольными. Есть много скептиков, которые сидят по ту сторону телевизора и твердят: все куплено.
— Как вы оцениваете нынешних фаворитов — Джамалу, SunSay и «НеАнгелов»?
— Давайте начнем с «НеАнгелов». Я бы сказал, что это была самая форматная песня для конкурса и, может, самые хорошо подготовленные к конкурсу артисты — яркие, со здоровой долей эпатажа, безусловно, талантливые, с крепкой песней. Не удивительно, ведь это проект одного из самых известных продюсеров Украины Юрия Никитина. Они точно поехали бы на конкурс, если бы не два «но» — Джамала и SunSay.
Джамала, повторю, одна из самых удивительных исполнительниц нашей страны. Вы ее узнаете из тысячи по первой ноте. Она зарекомендовала себя как выдающаяся артистка. Нужно понимать, что «Евровидение» — не политическое мероприятие, а конкурс песни, хорошего настроения и положительной энергетики, которую артист несет со сцены. У Джамалы отличная песня, но не та, которая уместна на этом конкурсе. Она несет серьезную идеологию и посвящена большой трагедии крымско-татарского народа.
В Европе сейчас множество проблем — от терактов до наплыва беженцев с Ближнего Востока. Да и санкции, наложенные на Россию, ЕС также тяжело переживает. Если кто-то думает, что европейцам есть особенное дело до того, что происходит в Украине, то глубоко заблуждается. Прежде всего им дело до собственных бед, которых сейчас в избытке. Они не хотят страдать перед телевизором. «Евровидение» — не трибуна Генеральной Ассамблеи ООН, куда нужно выносить столь серьезные темы. И вообще, мне кажется, актер не должен быть политическим рупором. Это в СССР песня являлась частью идеологии. Сейчас другие времена.
— Мы на самом деле не можем судить о настроении всех жителей Европы...
— Безусловно. Я же высказываю свое субъективное мнение. Есть такое выражение: хороша ложка к обеду. Сейчас уже не обед, и даже время ужина прошло — ложка не ко времени. Не к месту сейчас эта песня и с тем смыслом, который в нее заложен. Ведь еще будут пресс-конференции, бесконечные интервью. А конкурс-то развлекательный. Европейцы хотят радости, легкости, обаяния, приятной музыки. И тут мы подходим к следующему исполнителю, у которого все это в избытке.
От SunSay идет свет. Он обладает харизмой, своей манерой, у него очень крепкая песня. Как раз это те факторы, которые нужны для победы и качественного представления страны на «Евровидении». Поэтому я голосовал за него.
«ВСЕ НАШИ УСПЕШНЫЕ АРТИСТЫ ПЕРИОДИЧЕСКИ ПОЮТ В РОССИИ. НЕГДЕ ИМ ЗАРАБОТАТЬ В УКРАИНЕ — ОНИ ЧТО, ДОЛЖНЫ ИДТИ КРАСИТЬ ЗАБОРЫ ИЛИ РЫТЬ ТРАНШЕИ?»
— Тем не менее много говорили, что у SunSay не оригинальная, не подходящая по формату песня. Вы, наверное, один из тех немногих людей, которые хорошо разбираются в тонкостях «Евровидения», и можете оценить, насколько это серьезный минус для исполнителя.
— Самый большой специалист по этой теме в Украине — Виктория Романова, которая вот уже 10 лет возглавляет украинскую делегацию на «Евровидении». Я же в этом неплохо разбираюсь, так как прошел два «Евровидения» с двумя певицами — Русланой и Ани Лорак, которые очень достойно представили Украину. Так вот, Романова и СТБ уже ответили, что песня соответствует критериям конкурса и все правила соблюдены.
Споры вокруг песни — зацепка для тех, кто сразу был настроен против поездки SunSay на «Евровидение». Зависть, злость и нечистоплотность — то, что движет этими людьми. Кстати, вот подходящее изречение гениального Андрея Данилко: «Блохи рождены, чтобы кусать». Блохи выполнили свое предназначение.
— Андрей Запорожец (лидер и создатель группы SunSay. — Прим. ред.) ранее давал концерты в России и оккупированном Крыму. У многих возник вопрос: может ли человек, который явно не выступает за территориальную целостность Украины, представлять страну на европейском конкурсе?
— Скажите: если человек пел в России, значит, он выступает против территориальной целостности Украины? Артист дает концерты там, где его хочет видеть зритель. И кто ему может запрещать выступать в том или ином месте? Идет травля. Все, что разносится по соцсетям, — мнение нескольких человек. Почему их слова должны влиять на точку зрения миллионов зрителей? К сожалению, мы живем в такой стране, где правильно преподнесенные подобные высказывания влияют на массы. А еще могут быть элементом грязной конкурентной борьбы.
— Но выступления SunSay в России — это не наговор, а реальность...
— Все наши успешные артисты периодически поют в России. Негде им зарабатывать в Украине. Они что, должны идти красить заборы или рыть траншеи только потому, что им запрещено выступать в России? Артист вообще не должен быть в политике, хотя, безусловно, является в какой-то степени символом своей страны и обязан не забывать о своих истоках. По моему мнению, каждый выступающий за границей наш артист — символ Украины, и мы должны гордиться тем, что они поют по всему миру, в том числе в России.
Я не знаком с SunSay, никогда не видел в жизни. Но мои 25 лет работы с артистами и в шоу-бизнесе позволяют предполагать, что я разбираюсь в людях. Он — гражданин Украины, говорит по-украински, не сомневаюсь, что этот артист вне политики.
«МНЕ ЖАЛЬ МОЛОДЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ — ИХ СОТНИ, НО У НИХ НЕТ НИКАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ»
— И все же политический фактор сыграл не последнюю роль в споре между Джамалой и SunSay?
— Конечно. У нас люди иногда похожи на стадо. Формируют свою точку зрения, исходя из выложенного в интернете чьего-то субъективного мнения.
В нашей стране «Евровидение» приобрело яркую политическую окраску, хотя к политике этот конкурс не имеет никакого отношения.
— Разве? Многие же страны голосуют, исходя из политических симпатий.
— Ничего подобного. Просто страны-соседи голосуют друг за друга — это естественно. Все меняется, когда появляется выдающийся артист. Не могу сказать, что прошлогодний победитель был выдающимся, но совпали все факторы, важные для победы. И Европа проголосовала за Mans Zelmerlow.
— Многие европейские исполнители стараются эпатировать публику или развлекать, а мы предлагаем традиционный взгляд на песню. Не проигрывает ли такая концепция?
— Стараются эпатировать те, которым больше нечего показать, или те, кто так талантлив, что эпатаж их не портит.
— Вы имеете в виду Кончиту Вурст?
— Прежде всего это была песня и потрясающее исполнение талантливого артиста. А потом уже эпатаж. Но такие случаи, скорее, исключение из правил. «Евровидение» — не конкурс цирковых артистов.
— Как вы в целом оцениваете украинский музыкальный продукт, который предлагает Украина европейскому зрителю?
— Оцениваю на самом высоком уровне. У нас хорошие артисты, которые развиваются, несмотря на то что в стране сложнейшая экономическая ситуация. И они не могут получать достойное вознаграждение, как исполнители в других странах, чтобы писать альбомы, снимать клипы и продвигать свое творчество.
Украинцы — поющая нация. И других талантов у нас более чем достаточно. Только талант — это всего 10 процентов успеха. Остальное — каждодневная работа над собой, харизма и удача, без которой ничего не будет.
— А как же инфраструктура — студии, концертные залы, композиторы...
— У нас достаточное количество студий, замечательных композиторов, поэтов, аранжировщиков. Может, мало профессиональных менеджеров. Но таких людей и в мире не очень много.
— Вы написали у себя в Facebook: «Смотрю: чисто украинский коллектив, поющий на родном украинском языке. Песня, кажется, «Марсик» называется. Какое же говно, скажу я вам...». Вы считаете, что по-украински хорошо не может получиться?
— Просто бывают песни очень низкого качества, не несущие никакого смысла, как в том случае, который я прокомментировал. А песни, которые спеты на красивом и правильном украинском языке, — не просто хорошие, а очень хорошие. Ведь украинский язык — один из самых певучих. Но в нашей стране, к сожалению, так исторически сложилось, что слушателями более востребованы песни на русском языке. Все-таки я думаю, что нужно разрабатывать государственную программу по поддержке украинской песни по линии Министерства культуры. Как сделать более востребованными песни на украинском языке — тема для другого интервью.
— А как в нынешних непростых условиях затяжного экономического кризиса и войны выживают украинские артисты?
— Не знаю. Концертов по Украине много. Но покупательная способность людей низкая. Цена билетов на концерт такая маленькая, что позволяет окупить только затраты, связанные с поездкой, и как-то поддержать штаны своим музыкантам. Самому артисту с выступления практически ничего не остается. Хорошо, что большинство исполнителей настолько известны, что могут себе позволить петь за пределами Украины. А корпоративов, на которых украинские артисты зарабатывали свои основные деньги, сейчас нет. Так что выживают, как и весь украинский народ, чудом. И как должны выживать начинающие артисты, которых не знают за рубежом? Мне жаль молодых исполнителей. Их сотни, но у них нет никакой возможности для творческой реализации.
«ЛОРАК ПРОПАГАНДИРУЕТ УКРАИНСКУЮ КУЛЬТУРУ И ЯЗЫК БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАШИ ПОЛИТИКИ, А ВЕСЬ ШУМ ВОКРУГ НЕЕ — ОБЫКНОВЕННАЯ ТРАВЛЯ, КАК В САМЫЕ ЖУТКИЕ СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА»
— Почему к нам редко приезжают знаменитости из Европы?
— Слава Богу, хоть кто-то приезжает. Значительная часть западных звезд не желает выступать в стране с нестабильной экономикой и широко разрекламированным в Европе уровнем коррупции. Других музыкантов не могут позволить себе пригласить организаторы. Они платят артистам в долларах или евро, а билеты продают в гривнах. С нашей национальной валютой такое происходит, что когда ты начинаешь продавать билеты, неизвестно, сможешь ли выплатить гонорары артистам. Поэтому много концертов отменяется. Из соображений благотворительности никто к нам не поедет. Я не знаю, когда ситуация изменится.
— Ограничение на въезд в Украину для российских звезд поможет украинским музыкантам развиваться?
— Я хочу сказать, что если бы Филипп Киркоров сегодня объявил 10 концертов во дворце «Украина», то смог бы еще столько же объявить дополнительно — были бы сплошные аншлаги. Люди соскучились по своим любимым артистам (и не важно, какой они национальности) и по любимым песням. Таких артистов множество, и прежде всего в России. Но, по мнению СБУ, они представляют угрозу национальной безопасности Украины. Я более склонен считать, что национальной безопасности страны угрожают наши политики. Вот их «гастроли» по Верховной Раде и телеканалам я бы запретил.
Помните историю с концертами Ани Лорак? Сколько вокруг этого было разговоров, а во дворце «Украина» два ее концерта прошли с аншлагами. Семь тысяч человек купили билеты, тем самым проголосовав за нее и против горстки протестующих под залом. Хотя из этой горстки несколько были идейными, остальные пришли заработать. И сейчас Лорак собрала бы аншлаги, но ее затравили так, что уже непонятно, когда она сможет спокойно выступать в родной стране, которую она прославляла и представляла в мире.
Я считаю ее нашей гордостью, и кстати, половина ее хитов на украинском языке, которые она и сейчас исполняет, где бы ни выступала — в Америке, Европе или России. Тем самым она пропагандирует украинскую культуру и язык намного больше, чем наши политики. А весь шум вокруг нее — обыкновенная травля, как в самые жуткие советские времена. Каролина — аполитичный и неконфликтный человек. Она — настоящая артистка, которая рождена, чтобы петь.
— Удивительно от вас слышать такие слова в адрес Ани Лорак. Вы с ней несколько лет тому назад расстались...
— Мы вместе прошли большой путь и достигли значимых результатов. Просто пришло время расставаться. Почему, как, при каких обстоятельствах — уже перевернутая страница, пройденный этап. Мы действительно разошлись за месяц до большого сольного концерта, который я вместе с Каролиной придумал, воплотил и спродюсировал. Но так сложились обстоятельства. Каролина всегда будет в моем сердце. Я ее очень люблю и буду рвать любого, кто скажет что-то плохое в ее адрес.
— Но не только Лорак собирает негатив из-за своих концертов в России. Еще есть Лобода, Потап и Настя. Тот же Иван Дорн, даже несмотря на свою волонтерскую деятельность, все равно подвергается критике.
— Дорн — настолько востребованный и популярный артист, что ему глубоко нас...ать на всю эту критику, особенно при той зрительской поддержке, которую он имеет. Я просто считаю, что должны быть люди, которые выбиваются из оголтелой стаи и говорят не то, что пишут в интернете, а выражают собственное мнение. Вот и я хотел бы быть одним из таких думающих людей.
— Чем вы сейчас занимаетесь, какие проекты реализуете?
— Я консультирую своих друзей-артистов. Вынашиваю идеи, думаю о новых проектах, но пока нет настроения для их воплощения, потому что все происходящее в стране на меня сильно влияет. Я бы мог уехать и в Россию — у меня было множество предложений, но не хочу — это моя страна, мой дом. Я объездил весь мир, жил в разных странах и всегда возвращался в Украину. Вот и сейчас никуда не собираюсь уезжать. В том числе назло моим недоброжелателям.